Previous Entry Share Next Entry
Прощание, возбраняющее печаль
lapetitevalise
На рассвете Гражданской войны, в 1636 или 1639 году, сэр Бевил Грэнвилл, преданный роялист, заказал молодому лондонскому художнику миниатюру своего портрета, помещенную в золотой, украшенный самоцветами медальон исключительно тонкой работы.
Это был его прощальный дар жене. Леди Грейс с детьми (их у Грэнвиллов родилось четырнадцать) оставалась в родовом поместье, тогда как ее муж, собрав в родных краях на собственные средства полк, отправлялся в Йорк к королевскому войску, стягивавшему силы для выступления в мятежную Шотландию. В 1643 лорд Грэнвилл, любимый герой Корнуэлла, будет смертельно ранен в битве при Лансдауне между сторонниками Кромвеля и роялистами. Солдаты его полка (на картине ниже) отказались служить королю или кому-либо иному под другим руководством и вернулись домой.



На этом портрете внутри медальона лорду Бевилу около 40 лет.                



Незадолго до этого были написаны и сохранившиеся парадные портреты лорда Грэнвилла и леди Грейс с младшим сыном на руках.

               


Верхняя крышка медальона. Футляр покрыт гравированной эмалью c рисунком, выведенным тонкими золотыми линиями, на фоне черненой золотой гравировки.
В центре, среди эмалевых маргариток и незабудок, синий сапфир, окруженный четырьмя рубинами, а также опалами, бриллиантами и далее- изумрудами. Внизу к медальону крепится жемчужная подвеска.

Опалы по тем временам, впрочем, как и сейчас, считались редкостными и неимоверно ценимыми среди знати камнями, которые ранее поступали исключительно из Венгрии, долгим путем через Константинополь. Опалы в медальоне Грэнвилла, однако, настолько хороши, что могут быть только родом из испанских колоний - Мексики или другой страны Центральной Америки.

Задняя крышка медальона в изысканных геометрически-цветочных мотивах эмалью по черненому золоту. Цепочка, на которой он носился, не сохранилась.



  После смерти леди Грейс в 1647, пережившей мужа лишь на четыре года, году медальон перейдет к ее старшей дочери Элизабет, а затем к внучке, но затем, ввиду отсутствия у той детей, попадает в руки случайных наследников. В 1890 году некий майор Чичестер продаст его богатому австро-английскому коллекционеру, барону Фердинанду Ротшильду.
    У Ротшильдов своя история, не менее драматичная и захватывающая, и лорд Фердинанд, потерявший любимую жену и ребенка и посвятивший себя искусству прошлых столетий вместе с младшей сестрой Элис, не исключение. Между 1874 и 1889 он выстраивает в Бэкингемшире чудесное поместье в стиле французских замков на Луаре, но со всеми современными достижениями цивилизации. Уоддесдон станет домом для огромной коллекции предметов искусства, скупленных Ротшильдом, однако ее жемчужину, почти 300 штук ювелирных изделий (включая медальон Грэнвилла), драгоценной посуды, эмалей, изделий из стекла, резного дерева, майолики, в основном, эпохи Средних Веков и Ренессанса, барон после своей смерти завещал Британскому Музею, где она и находится по сей день.

Памятник лорду Грэнвиллу на месте его гибели.




Связь наших душ над бездной той,
Что разлучить любимых тщится,
Подобно нити золотой,
Не рвется, сколь ни истончится.

Как ножки циркуля, вдвойне
Мы нераздельны и едины:
Где б ни скитался я, ко мне
Ты тянешься из середины.

Кружась с моим круженьем в лад,
Склоняешься, как бы внимая,
Пока не повернет назад
К твоей прямой моя кривая.

Куда стезю ни повернуть,
Лишь ты - надежная опора
Того, кто, замыкая путь,
К истоку возвратится скоро.

Джон Донн (1572-1631) "Прощание, возбраняющее печаль". Перевод Г. М. Кружкова

?

Log in

No account? Create an account